Обоснование целей и задач системы:
Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать. Во ФГОС указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда. Необходимо отметить низкий уровень осознания выпускниками школы собственного профессионального выбора. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы, привести ее в соответствие с требованиями времени
В Чишминском районе в целом сложилась практика проведения мероприятий, направленных на самоопределение и профориентацию школьников. Однако, необходимо упорядочить и систематизировать эту работу.
Конечная цель системы профориентации – не разовая помощь в профессионально-образовательном выборе выпускнику 9 или 11 класса, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению.
Цель: Развитие условий для самостоятельного и осознанного профессионального самоопределения обучающихся через формирование инфраструктуры профориентационной работы в системе образования Чишминского района с учетом потребностей рынка труда.
Задачи:
1. Повышение уровня осведомлённости школьников о профессиях и особенностях профессиональной деятельности;
2. Координация ресурсов профориентационной работы в пределах образовательного учреждения при взаимодействии с социальными партнерами;
3. Создание и реализация в сотрудничестве с социальными партнерами муниципальных программ и моделей самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, охватывающие все уровни общего образования, учитывающие потребности регионального рынка труда;
4. Разработка и внедрение в образовательных организациях новых образовательных программ профильной направленности, способствующих самоопределению и самореализации обучающихся с учетом потребностей регионального рынка труда;
5. Формирование у обучающихся знаний об отраслях хозяйства страны, региона, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
6. Определение приоритетов профессионального образования и помощь обучающимся в выборе направления при поступлении обучающихся в ПОО и ВО;
7. Организация деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки обучающихся в осуществлении выбора направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
8. Развитие консультационной помощи обучающихся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
9. Обеспечение участия обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, в муниципальных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение.
Цель: Наличие и обеспечение функционирования единой региональной системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций, направленно на повышение управленческой деятельности, обеспечение качества подготовки обучающихся и формирование резерва управленческих кадров.
Задачи:
1. Формирование и повышение профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
2. Получение объективной и достоверной информации об эффективности деятельности руководителей образовательных организаций и их влияние на качество образования и качество подготовки обучающихся.
3. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций и обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами (база лучших руководителей, база руководителей, которым необходимо повышение ПК)..
4. Создание кадровых, финансовых, материально-технических условий в ОО для реализации основных образовательных программ.
5. Совершенствование системы повышение квалификации руководителей образовательных организаций.
6. Выявление ОО с высокой эффективностью руководителей с целью распространения лучших практик и продуктивных моделей управления.
7. Обеспечение мотивационной готовности руководителей в системной работе по повышению качества образования обучающихся на основе использования результатов оценочных процедур.
8. Совершенствование показателей мониторинга эффективности деятельности руководителя ОО.
Цель: Развитие условий для профессионального самоопределения обучающихся через формирование инфраструктуры профориентационной работы в системе образования МР Чишминский район
Задачи:
- Повышение уровня осведомлённости школьников о профессиях и особенностях профессиональной деятельности;
- Координация ресурсов профориентационной работы в пределах образовательного учреждения при взаимодействии с социальными партнерами;
- Создание и реализация в сотрудничестве с социальными партнерами муниципальной программы и моделей самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, охватывающие все уровни общего образования, учитывающие потребности регионального рынка труда;
- Разработка и внедрение в образовательных организациях новых образовательных программ профильной направленности, способствующих самоопределению и самореализации обучающихся с учетом потребностей муниципального рынка труда;
- Формирование у обучающихся знаний об отраслях хозяйства страны, региона, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
- Определение приоритетов профессионального образования и помощь обучающимся в выборе направления при поступлении обучающихся в ПОО и ВО;
- Обеспечение участия обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, в муниципальных и региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение.
- План мероприятий («дорожная карта») по развитию муниципальной системы оценки качества образования и механизмов
- Комплекс мер по совершенствованию показателя оценки механизмов управления качеством образовательных результатов в МР Чишминский район «Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся»
2021-2022 учебный год